Редкая находка ионийской амфоры из Мирмекия

Лебедева Е.В.

Херсонесский сборник, вып. XIII, 2004. С. 154-162.

 

Древнегреческое поселение Мирмекий в настоящее время является одним из наиболее хорошо изученных античных памятников Северного Причерноморья. В течение последних двадцати лет здесь проводилось систематическое и планомерное исследование древнейших культурных слоев. В результате археологических работ на поселении было открыто большое число комплексов архаического времени и собран многочисленный и разнообразный керамический материал, среди которого нередко встречаются очень интересные и даже уникальные как для Мирмекия, так и для всего Северного Причерноморья находки. В данной работе будет представлена и исследована одна из таких находок. Речь пойдет об обломке верхней части родосско-ионийской амфоры, украшенной растительным орнаментом, который был обнаружен в Мирмекии в 1987 году в заполнении позднеархаической ямы в ходе раскопок, проводимых под руководством Ю. А. Виноградова1.

Глина рассматриваемого фрагмента вполне характерна для родосско-ионийских (а точнее, североионийских) сосудов: плотная, хорошо отмученная, оранжевого с коричневатым оттенком цвета, с примесью редких, но довольно крупных частиц известняка и едва заметных блесток слюды. Снаружи обломок покрыт густой кремовой обмазкой. Роспись нанесена тусклым, не однородным по густоте лаком, меняющим оттенок от светло-коричневого до почти черного, с применением накладных красок: белой и пурпура (Рис. 1,1). Отогнутый наружу край сосуда с обеих сторон покрыт лаком. Слегка расширяющееся горло амфоры украшено неровным пояском "Z"-o6paзной или "ломаной" плетенки2. Плечики орнаментированы сложной спиралевидной плетенкой, состоящей из трех рядов соединяющихся окружностей, нанесенных с применением пурпура. В местах соединения окружностей с внешней стороны помещены элементы заполнительного орнамента: четвертные розетты с петельчатым орнаментом и более простые розетки. Роспись плечевого фриза сверху и снизу ограничена узкими неровными полосками лака. Средняя часть тулова сосуда украшена полосами коричневого лака различной ширины. Поверх одной из них проведена узкая полоска белой краски, покрытая, в свою очередь, полосой пурпура. Сохранившаяся двуствольная ручка амфоры орнаментирована овальными пятнами лака.

 

Рисунок 1. Фрагменты родосско-ионийской керамики из Мирмекия

 

Описанный выше фрагмент интересен прежде всего тем, что сосуда, роспись которого полностью бы соответствовала мирмекийскому, среди опубликованных материалов найти не удалось, хотя можно подобрать аналогии всем элементам орнамента, взятым по отдельности. Так, орнамент в виде "ломаной" плетенки, украшающий горло рассматриваемого фрагмента, является вполне характерным для родосско-ионийской керамики3 и встречается на сосудах, которые изготавливались на протяжении довольно длительного промежутка времени. Впервые этот орнамент появляется на сосудах позднегеометрического стиля. Зачастую очень небрежной плетенкой украшены края хиосских кратеров 760-700 гг. до н.э. 4 Однако и на сосудах 2-ой половины VI в. до н.э. также встречается подобная роспись. Например, она представлена на горле амфоры "стиля Фикеллура" из собрания Базеля5.

Что же касается родосско-ионийской керамики, то плетенка, аналогичная орнаменту амфоры из Мирмекия, украшает горло найденной в Истрии ольпы, датированной последней четвертью VII в. до н.э.6 На плечиках этого сосуда изображены животные, идущие в ряд, и заполнительный орнамент, среди которого встречаются и половинные розетки с петельчатым орнаментом.

На Березани была обнаружена ойнохоя 1-ой четверти VI в. до н.э. с орнаментом в виде "ломаной" плетенки на горле и изображением фигуры бегущего козла на плечиках. В средней части тулова проведена широкая полоса темно-коричневого лака, ограниченная узкими поясками пурпура и белой краски. Пурпуром подчеркнуты и некоторые детали фигуры животного7.

Фрагмент горла амфоры из Тэлль-Сукаса, украшенный пояском неровной плетенки, был причислен к сосудам позднего периода существования "стиля дикого козла"8. Примерно этим же временем, а точнее, 2-ой четвертью - серединой VI в. до н.э., датированы североионийские амфора из Делоса и ольпа из Турина9. На горле этих сосудов размещается тот же орнамент в виде "ломаной" плетенки. Плечики туринской ольпы украшает протома льва, а плечевой фриз амфоры из Делоса состоит из спиралей, соединенных стилизованными цветами лотоса. То, что в росписи описанной амфоры присутствуют лишь орнаментальные мотивы и нет изображений животных, является сходным с росписью мирмекийской амфоры. Однако же эти сосуды нельзя назвать полностью идентичными, так как рисунок на сосуде из Делоса выполнен без применения накладных красок, да и изображение плетенки несколько отличается - ее звенья выглядят более округлыми.

Полностью аналогичная плетенка украшает горло ионийской амфоры, найденной в некрополе Ольвии в могиле 2-ой половины VI в. до н.э.10 Также как и у сосуда из Мирмекия, отогнутый наружу край ольвийской амфоры покрыт темным лаком, в месте перехода горла в тулово проведена узкая неровная полоска, а само тулово украшено широкими горизонтальными полосами лака. На плечиках помещен орнамент в виде концентрических кругов, чередующихся со сдвоенными цветами лотоса. Роспись выполнена без применения накладных красок. Е. Вальтер-Кариди сравнила этот сосуд с рассмотренной выше амфорой из Делоса и по форме сосуда и росписи плечевого фриза датировала его 2-ой четвертью VI в. до н.э., хотя В. М. Скуднова считала, что точная датировка данной амфоры неизвестна11.

Что касается росписи, украшающей плечики амфор из некрополя Ольвии и Делоса, то, хотя это и не имеет прямого отношения к изучаемому в данной работе сосуду, интересно отметить, что в Мирмекии в 1992 году в заполнении одной из ям 2-ой четверти VI в. до н.э. был найден обломок ионийского сосуда с очень похожим орнаментом12. Плечевой фриз фрагмента украшен концентрическими кругами, соединенными гирляндой пальметт, а по тулову проведены горизонтальные полосы коричневого лака (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Фрагмент ионийского закрытого сосуда из Мирмекия

 

Также необходимо отметить и то, что в Мирмекии было найдено еще несколько небольших фрагментов родосско-ионийских закрытых сосудов, горло которых орнаментировано поясом неровной плетенки. Один из них (Рис. 1,2) был обнаружен в 1991 году в заполнении полуземлянки XVI, которая существовала довольно длительное время - с середины VI в. до н.э. по конец этого столетия. Сам же фрагмент был найден при разборке глинистых промазок пола помещения, что позволяет говорить о том, что он синхронен более раннему периоду существования полуземлянки13. Другой обломок горла закрытого сосуда с орнаментом в виде "ломаной" плетенки (Рис. 1, 3) был обнаружен в 1992 году в заполнении одной из хозяйственных ям, датированной 2-ой четвертью VI в. до н.э.14

Как уже говорилось, плечики рассматриваемого обломка амфоры из Мирмекия орнаментированы сложной спиралевидной плетенкой (Рис. 1,1). К сожалению, полностью аналогичного орнамента, который при этом также располагался бы на плечевом поясе сосуда, найти не удалось. Однако похожий рисунок можно увидеть уже на протокоринфской керамике. Так, немного более простая спиралевидная плетенка украшает горло ойнохои, найденной в Афинах15. Отличается она тем, что внутренние кружки рисунка не закрашены, отсутствует заполнительный орнамент в местах соединения окружностей, а сама роспись выполнена без применения пурпура. Интересно, что подобный рисунок встречается и на ручках протокоринфских ойнохой16. Причем, здесь можно увидеть орнамент, более похожий на исследуемый: например, выполненный с применением пурпура, или с дополнительными элементами орнамента в виде четвертных розетт17.

То, что подобный рисунок впервые встречается на коринфских сосудах, неудивительно. Как отмечала Л. В. Копейкина, в конце VII - начале VI в. до н.э. стремительно возрастает торговая экспансия Коринфа и в вазописи Родоса и Ионии отчетливо прослеживается его влияние18. С конца VII в. до н.э. по стилю росписи родосско-ионийская керамика вступает в завершающий этап "стиля дикого козла". В это время из коринфской вазописи заимствуются изображения животных, а также, хотя и в меньшей степени, некоторые элементы заполнительного орнамента19. В то же время в родосско-ионийской росписи появляются и новшества. Широкие горизонтальные полосы лака, опоясывающие тулово, оживляются узкими полосками белой краски и пурпура; становится популярной новая форма сосуда - амфоры20. Причем, как считала Н. А. Сидорова, амфоры появляются лишь в северной группе ионийской керамики21.

Орнамент в виде сложной спиралевидной плетенки в родосско-ионийской вазописи впервые появляется в конце 3-ей - в 4-ой четверти VII вв. до н.э. Такой плетенкой украшено горло кратера 30-х гг. VII в. до н.э., фрагменты которого были найдены на Березани22. Подобный рисунок встречается и на горле ойнохой 630-615 гг. до н.э. из собраний Ричмонда и Лувра23. И все-таки орнамент этих сосудов довольно существенно отличается от плетенки, украшающей плечики мирмекийской амфоры. Полностью отсутствуют какие-либо элементы украшения на внешней стороне окружностей, нет пурпура, да и сама плетенка более простая - состоит лишь из двух рядов концентрических кругов.

Как считают Р. Кук и П. Дюпон, дополнительные элементы орнамента, расположенные во внешних углах плетенки, появляются на сосудах более позднего времени24. В качестве примера они приводят росписи, украшающие горло карийской ойнохои конца VII - начала VI вв. до н.э. и североионийской ойнохои, датированной поздним этапом "стиля дикого козла", а точнее, 1-ой третью VI в. до н.э.25 В первом случае внешние углы плетенки дополнены треугольниками с точками посередине, во втором - закрашенными крупными точками, напоминающими бутоны лотоса.

Что касается закрытых сосудов позднего периода "стиля дикого козла", то последний из описанных выше видов росписи довольно часто украшает горло ионийских ойнохой и амфор. Причем, иногда подобная плетенка полностью опоясывает горло сосуда, а иногда она упрощается до орнамента в виде соединяющихся двух или трех окружностей. Датируют рассматриваемые сосуды концом 1-ой - 2-ой четвертью VI в. до н.э.26

Фрагменты сосудов с аналогичным орнаментом были найдены и в Мирмекии. Из них наибольший интерес вызывают обнаруженные в 1992 году обломки ионийской амфоры, которые позволяют полностью реконструировать сосуд. На плечиках амфоры помещено изображение козла с повернутой назад головой, а горло украшено орнаментом в виде двух соединяющихся окружностей с крупными точками во внешних углах рисунка. Датирован сосуд 580-560-ми гг. до н.э.27

В росписи сосудов этого же времени также встречается, хоть и значительно реже, плетенка, состоящая из трех соединяющихся окружностей. Например, такая плетенка украшает край родосско-ионийского диноса из раскопок Нимфея28. Интересно, что аналогичный орнамент помещен и на крае открытого хиосского сосуда из Навкратиса29.

Иногда с внешней стороны плетенки можно увидеть не точки, а небольшие полуокружности30. Датируются сосуды с подобной росписью обычно также 2-ой четвертью VI в. до н.э.31 Однако встречаются и исключения. Так, на Березани были найдены фрагменты родосско-ионийского диноса, край которого украшен сложной плетенкой, дополненной полуокружностями с точками в центре. Датированы фрагменты 40-ми гг. VII в. до н.э.32

Из представленного выше описания родосско-ионииских сосудов и их фрагментов видно, что ни один из рассмотренных орнаментов не является точной аналогией росписи, украшающей плечики изучаемой амфоры из Мирмекия. Удивительно, что практически полностью идентичную плетенку можно увидеть в росписи фрагментов хиосской тарелки, найденной в Навкратисе и датированной 2-ой четвертью VI в. до н.э.33 Орнамент, состоящий из трех рядов соединяющихся окружностей и дополненный во внешних углах четвертными розеттами, украшает край с наружной стороны тарелки. Единственным отличием от исследуемого рисунка является отсутствие пурпура в изображении плетенки, хотя при нанесении фигур животных пурпур, по всей видимости, применялся.

Как считала Е. Вальтер-Кариди, подобный орнамент впервые встречается во 2-ой четверти VI в. до н.э. и продолжает свое существование в дальнейшем34. Например, похожая, но двойная плетенка украшает тулово североионийской амфоры 2-ой половины VI в. до н.э. Причем, здесь орнамент выполнен с применением пурпура, хотя сама амфора имеет совершенно другую форму, чем мирмекийская35. Кроме того, подобный рисунок довольно часто можно встретить в росписи клазоменских саркофагов 2-ой половины VI - начала V вв. до н.э.36

Таким образом, на основании приведенных выше примеров, можно достаточно уверенно утверждать, что рассматриваемый фрагмент амфоры из Мирмекия вряд ли был изготовлен ранее, чем во 2-ой четверти VI в. до н.э. Но в то же время, нет никаких убедительных данных, которые позволили бы датировать сосуд более поздним временем. В подтверждение этого необходимо обратить внимание еще на несколько моментов. Так, при исследовании элементов орнамента мирмекийского сосуда в работе не раз приводились аналогии из росписи сосудов позднего периода "стиля дикого козла". Что вовсе неудивительно. Как писал Р. Кук, роспись ионийских сосудов этого времени могла быть упрощена: горло и плечики украшались орнаментальным рисунком, тулово - фризом широких полос темного лака с добавлением пурпура, а изображения животных вообще отсутствовали37. На то, что в этот период были распространены амфоры с исключительно растительным орнаментом, обращал внимание и Г. Плауг38. Примерно такого же мнения придерживались Дж. Бордман и Дж. Хейс39. Да и сама форма мирмекийского сосуда соответствует амфорам именно этого периода.

Наконец, необходимо упомянуть, что довольно часто двуствольные ручки амфор и ойнохой позднего этапа "стиля дикого козла", также как и ручка мирмекийской амфоры, были орнаментированы овальными пятнами лака40. Точно также украшены и ручки упомянутой выше амфоры с изображением фигуры козла, обнаруженной в Мирмекии в 1992 году.

Большинство исследователей датируют описанные выше сосуды 580-560-ми гг. до н.э.41 В целом же поздний период "стиля дикого козла" прекращает свое существование примерно в середине VI в. до н.э.42 Вероятней всего, именно этим временем (а точнее, как уже говорилось выше, 2-ой четвертью VI столетия) следует датировать и фрагмент ионийской амфоры с растительным орнаментом из Мирмекия.

 

Примечания

1. Виноградов Ю. А. Отчет о работе Мирмекийского отряда Боспорской экспедиции ЛОИА АН СССР в 1987 г. // Архив ИИМК РАН. СПб., 1988. Ф. 35, оп. 1987, д. 78, л. 43.

2. Название "ломаная" плетенка употребляется из-за того, что в орнаментации рассматриваемого фрагмента присутствует "плетенка" двух разновидностей. Например, в работе Р. Кука и П. Дюпона используются наименования "cable" и "broken cable" (см.: Cook R. M., Dupont P. East Greek Pottery. London, New York, 1998. P. XXV).

3. Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953. С. 96.

4. Boardman J. Early Greek Vase Painting. London, 1998. P. 76, №№ 141, 142; Cook R. M., Dupont P. East Greek... P. 22-23, Fig. 5.8.

5. Cook R. M., Dupont P. East Greek... P. 85, Fig. 10.8a.

6. Alexandrescu P. La ceramique D`epoque archanque et classique (VII - IV s.) // Histria IV. Paris, 1978. P. 41, cat. 50.

7. Корпусова В. Н. Восточногреческая расписная керамика // Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время. Киев, 1987. С. 39-40, рис. 15, 3, 4.

8. Ploug G. The Aegean, Corinthian and Eastern Greek Pottery and Terracottas // Sbtos, II. Kmbenhavn, 1973. P. 52, ? 187

9. Walter-Karydi E. Samische Gefasse des 6 Jahrhunderts v. CHR. // Samos. Band VI. Bonn, 1973. S. 84,81, Taf. 113,924; 111,914.

10. Скуднова В.М. Архаический некрополь Ольвии. Л., 1988. С. 36-37,41, кат. 4.

11. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 79, 84, Taf. 113, 925; Скуднова В. М. Архаический некрополь... С. 12.

12. Виноградов Ю. А. Отчет о работе Мирмекийского отряда Объединенной Боспорской экспедиции ИИМК - КГИКЗ в 1992 г. // Архив ИИМК РАН. СПб., 1993. Ф. 35, оп. 1992, д. 20, л. 41; Vinogradov Y. A. Selected Findings from the Myrmekion Acropolis // ETUDES et TRAVAUX, XVIII, 1999. P. 284, Fig. 7, 1; Бутягин А. М. Расписная керамика из ранних комплексов Мирмекия (раскопки 1992 г.). // Античное Причерноморье. Сборник статей по классической археологии. СПб., 2000. С. 177-178, рис. 8.

13. Виноградов Ю. А. Отчет о работе Мирмекийского отряда Боспорской экспедиции ИИМК РАН в 1991 г. // Архив ИИМК РАН. СПб., 1992. Ф. 35, on. 1991, д. 37, л. 25-26.

14. Виноградов 10. А. 1993. Отчет о работе... СПБ., 1993... Л. 39.

15. Dunbabin Т. J. Perachora. The sanctuaries of hera Akraia and Limenia // Excavations of the British school of Archaeology at Athens 1930-1933, II. Oxford, 1962. P. 28, № 129.

16. Dunbabin T. J. Perachora. №№ 302-314.

17. Dunbabin T. J. Perachora. P. 48, №№ 305, 308.

18. Копейкина Л. В. Особенности развития родосско-ионийской керамики в 1-ой половине VI в. до н.э. и вопросы локализации некоторых ее групп // ВДИ, № 1. 1970. С. 95.

19. Boardman J. Early Greek... P. 142; Cook R. M. Greek Painted Pottery. London, 1960. P. 122; Cook R. M" Dupont P. East Greek... P. 55.

20. Cook R. M. Greek Painted... P. 122.

21. Сидорова Н. А. Керамика архаического периода из раскопок Пантикапея. 1965-1985 гг. (кроме аттической чернофигурной). // СГМИИ, вып. 10. М.,.1992. С. 133.

22. Копейкина Л. В. Родосско-ионийская керамика VII в. до н.э. с о. Березань и ее значение для изучения раннего этапа существования поселения // Художественные изделия античных мастеров. Л., 1982. С. 14, 16, рис. 10 а.

23. Cook R. M. Greek Painted... P. 119, PI. 30 В; Cook R. M., Dupont P. East Greek... P. 36-39, Fig. 8.6, 8.7.

24. Cook R. M., Dupont P. East Greek... P. xxv.

25. Cook R. M., Dupont P. East Greek... P. 64, Fig. 8.26, p. 55, Fig. 8.20.

26. Alexandrescu P. La ceramique... P. 37, PI. 1, cat. 9; 2, 16; Ploug G. The Aegean... P. 51, №№ 172, 185, 186; Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 81, 84, Taf. 111,895; 113, 928, 929.

27. Виноградов Ю. А. Некоторые дискуссионные проблемы греческой колонизации Боспора Киммерийского // ВДИ, № 3. 1995. С. 155-156.; Vinogradov Y. A. Selected Findings... P. 284, Fig. 5; Бутягин А. М. Расписная керамика... С. 172-173, рис. 2.

28. Худяк М. М. Из истории Нимфея VI - III вв. до н.э. Л., 1962. С. 17, табл. 5, 5; Древний город Нимфей. // Древний город Нимфей. Каталог выставки. СПб., 1999. С. 28, кат. 22.

29. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 68, Taf. 98, 722.

30. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... Taf. 98, 696; 108, 901.

31. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 78.

32. Копейкина Л. В. 1982. Родосско-ионийская керамика... С. 27, рис. 22.

33. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 87, Taf. 97, 731.

34. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 87.

35. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 84, Taf. 127, 977.

36. Walter-Karydi E. Samische Gefasse... S. 87.

37. Cook R. M. Greek Painted... P. 119.

38. Ploug G. The Aegean... P. 52.

39. Boardman J., Hayes J. Excavations at Tocra. 1963-1965. // BSA. Suppl. Vol. № 4,1966. P. 42, № 587.

40. Boardman J., Hayes J. Excavations at Tocra... P. 42, №№ 580, 582, 588; Dimitriu S. Cartierul de locuinte din zona de vest a cetatii, on epoca arhaica. Sapaturi 1955-1960. // Histria II. Bucuresti, 1966. P. 59, PI. 4, 41-47; Ploug G. The Aegean... P. 53, ? 251.

41. Alexandrescu P. La ceramique... P. 37; Boardman J., Hayes J. Excavations at Tocra... P. 42; Ploug G. The Aegean... P. 51-53; Vinogradov Y. A. Selected Findings... P. 284.

42. Cook R. M., Dupont P. East Greek... P. 56.

 

Рубрика: Библиография.

Rambler's Top100